Этот пост навеян недавними телепередачами — ну не могу не высказаться 🙂
Кто только не выступал на эту избитую тему. И «разумное вождение» предлагали, и эстакады, и четвертое (пятое… шестое…) кольца! Обещали гаражи и парковки к 20хх году. Ругали (хвалили) еще советских проектировщиков. Ставили паркоматы, чтобы потом их снять и заменить на эвакуаторы. Толку — мало.
И будет мало. Потому что пробки — это следствие.
Давайте разберем причины:
- в Москву влечет людей со всей России и не только — здесь есть «энергия центра»: деньги, власть, возможности;
- люди создают толкучку в общественном транспорте, им это не нравится, и они пересаживаются на автомобили;
- люди «перевозят» своих родных и близких, и места не хватает; спрос рождает предложение, и идет строительство — плотность населения на квадратный километр растет. Это порождает новые пробки;
- люди ищут возможности — где лучше работать, где лучше покупать, и т. п. — и мечутся по всему городу. Это продлевает маршрут и увеличивает пробки.
- пробки приводят к перегрузке развязок, и порождают новые пробки;
- перегрузка дорог приводит к частому ремонту полотна и строительству новых дорог, которые также порождают пробки.
Решит ли расширение дорожной сети проблему? Мне кажется, что нет: как только в Москве появляется место, куда легко добраться, туда тут же устремляются инициативные люди, строят офисы, магазины и т. п. — и порождают новые пробки. Построй небоскребы и двухуровневые дороги — и вот тебе двухуровневые пробки.
Москва Россию не вместит!
Что же делать? Разгружать город!
- надо сократить среднюю длину маршрута человека;
- надо сократить скученность людей.
Как?
Во власти:
- Вывести органы федеральной власти из Москвы в небольшой городок — по примеру Вашингтона, разделив финансовый и политический центр; с пешими прогулками и на свежем воздухе у власти будет больше времени на принятие качественных решений, а «близость к телу» уже не будет настолько притягивать людей;
- Распределить органы федеральной власти по России — средств видеосвязи и передачи данных уже достаточно, чтобы обеспечить нужную эффективность власти;
В России:
- Поддержать рост экономики в России — дешевой связью, хорошими дорогами, электронными средствами взаимодействия с властью, налоговыми льготами…
- Развить Московскую область: есть масса прекрасных городов в часовой дальности от МКАД, в которые можно перевести ряд предприятий, объединив их в сеть
В Москве:
- Превратить центр Москвы в парково-рекреационную зону — нет деловой активности в историческом центре — нет и пробок;
- Ввести плату за въезд в центр — как первый мэр Лондона Ливингстон;
- Обновить общественный транспорт — видно, что это уже делается;
- Создать деловые районы вдоль МКАД и далее, вперемешку с торгово-развлекательными — движение «из центра» будет понижать плотность потока;
- Законодательно ограничить плотность жилья и офисной застройки на квадратный километр; целенаправленно снести лишние строения.
- Обязать каждый дом и каждый офис обеспечивать себе парковки — например, продавать квартиры только с парковочными местами, как в Тайланде;
- Построить муниципальные бесплатные парковки в каждом районе, на несколько часов;
- Обязать водителей доказывать наличие парковочного места (как в Японии) при покупке машины;
Ну, а посчитать, какие дороги развивать, чтобы сократить длину поездки, сейчас совсем просто:
У каждого водителя есть мобильник.
Берем Яндекс-пробки, и просим каждого водителя включить передачу своего маршрута.
Просим отмечать: «по делу», «домой», «в гости», «отвести ребенка в школу»…
Гарантируем анонимность.
Обеспечиваем бесплатность передачи данных (или дарим «пряники»)
Обрабатываем данные — мы быстро увидим:
- где не хватает дорог
- где нет или страдает качество школ (детсадов, офисов…)
- где нужно развивать те или иные направления бизнеса или городского хозяйства.
А простимулировать предпринимателей финансово несложно.
Положим, 1 млн водителей, измерять неделю, 4 раз в год, 3 года, по 50 рублей на каждого — не более 600 млн. руб. на всю программу — и мы будем иметь все данные.
А если разрекламировать это активистам — то и почти бесплатно, хотя точность ниже: думаю, 10 миллионов рублей хватит (это на программу, обработку, рекламу и пр.)
Подобная программа может сработать для анализа транспортных потоков и по всей России!
* * *
Самое сложное (не в деньгах дело, а в интересах) — вывести федеральную власть из Москвы. «Надо договариваться».
Имхо, можно ещё добавить прогрессивный налог на недвижимость. Тогда после некоторых колебаний цены на недвижимость упадут и будут как во всём мире привязаны к доходам населения. Из Москвы уедет вся беднота и пенсионеры, это конечно жестоко, но так живёт весь мир. Разрешатся многие земельные проблемы из-за спекуляций с недвижимостью.
Да, полностью поддерживаю! Часть идей мой директор высказывал (АЦ «Концепт»), небольшая часть и у меня родилась.
Как небольшой пример, что мы имеем дело с развивающейся системой, а не с функционирующей — где-то 5-7 лет назад у МКАДа расширили Дмитровское шоссе (оно там жутко стояло) и наступило счастье! Счастье на 2 месяца… Через 2 месяца опять там возник завал
Я бы еще добавил два момента:
— Сингапурский опыт: введение налога на владение машиной и повышение доступности (времени подачи и стоимости) такси — у обычного человека машина 1-2 часа на ходу, остальное время где-то стоит (и обычно занимает полосу), а такси всегда на ходу и, соответственно, эффективно использует дорожное полотно
— насчет Яндекс-карт: чтобы был единый центр управления всем потоком движения — водитель указывает Начало-Конец и система на основе всех таких запросов определяет по какому маршруту отправить каждого, чтобы все дороги были равномерно покрыты
Вообще конечно, нынешние власти молодцы, что делают сильный упор на общественный транспорт