Как победить московские пробки?

Этот пост навеян недавними телепередачами — ну не могу не высказаться 🙂

Кто только не выступал на эту избитую тему. И «разумное вождение» предлагали, и эстакады, и четвертое (пятое… шестое…) кольца! Обещали гаражи и парковки к 20хх году. Ругали (хвалили) еще советских проектировщиков. Ставили паркоматы, чтобы потом их снять и заменить на эвакуаторы. Толку — мало.

И будет мало. Потому что пробки — это следствие.

Давайте разберем причины:

  • в Москву влечет людей со всей России и не только — здесь есть «энергия центра»: деньги, власть, возможности;
  • люди создают толкучку в общественном транспорте, им это не нравится, и они пересаживаются на автомобили;
  • люди «перевозят» своих родных и близких, и места не хватает; спрос рождает предложение, и идет строительство — плотность населения на квадратный километр растет. Это порождает новые пробки;
  • люди ищут возможности — где лучше работать, где лучше покупать, и т. п. — и мечутся по всему городу. Это продлевает маршрут и увеличивает пробки.
  • пробки приводят к перегрузке развязок, и порождают новые пробки;
  • перегрузка дорог приводит к частому ремонту полотна и строительству новых дорог, которые также порождают пробки.

Решит ли расширение дорожной сети проблему? Мне кажется, что нет: как только в Москве появляется место, куда легко добраться, туда тут же устремляются инициативные люди, строят офисы, магазины и т. п. — и порождают новые пробки. Построй небоскребы и двухуровневые дороги — и вот тебе двухуровневые пробки.

Москва Россию не вместит!

Что же делать? Разгружать город!

  • надо сократить среднюю длину маршрута человека;
  • надо сократить скученность людей.

Как?

Во власти:

  • Вывести органы федеральной власти из Москвы в небольшой городок — по примеру Вашингтона, разделив финансовый и политический центр; с пешими прогулками и на свежем воздухе у власти будет больше времени на принятие качественных решений, а «близость к телу» уже не будет настолько притягивать людей;
  • Распределить органы федеральной власти по России — средств видеосвязи и передачи данных уже достаточно, чтобы обеспечить нужную эффективность власти;

В России:

  • Поддержать рост экономики в России — дешевой связью, хорошими дорогами, электронными средствами взаимодействия с властью, налоговыми льготами…
  • Развить Московскую область: есть масса прекрасных городов в часовой дальности от МКАД, в которые можно перевести ряд предприятий, объединив их в сеть

В Москве:

  • Превратить центр Москвы в парково-рекреационную зону — нет деловой активности в историческом центре — нет и пробок;
  • Ввести плату за въезд в центр — как первый мэр Лондона Ливингстон;
  • Обновить общественный транспорт — видно, что это уже делается;
  • Создать деловые районы вдоль МКАД и далее, вперемешку с торгово-развлекательными — движение «из центра» будет понижать плотность потока;
  • Законодательно ограничить плотность жилья и офисной застройки на квадратный километр; целенаправленно снести лишние строения.
  • Обязать каждый дом и каждый офис обеспечивать себе парковки — например, продавать квартиры только с парковочными местами, как в Тайланде;
  • Построить муниципальные бесплатные парковки в каждом районе, на несколько часов;
  • Обязать водителей доказывать наличие парковочного места (как в Японии) при покупке машины;

Ну, а посчитать, какие дороги развивать, чтобы сократить длину поездки, сейчас совсем просто:

У каждого водителя есть мобильник.

Берем Яндекс-пробки, и просим каждого водителя включить передачу своего маршрута.

Просим отмечать: «по делу», «домой», «в гости», «отвести ребенка в школу»…

Гарантируем анонимность.

Обеспечиваем бесплатность передачи данных (или дарим «пряники»)

Обрабатываем данные — мы быстро увидим:

  • где не хватает дорог
  • где нет или страдает качество школ (детсадов, офисов…)
  • где нужно развивать те или иные направления бизнеса или городского хозяйства.

А простимулировать предпринимателей финансово несложно.

Положим, 1 млн водителей, измерять неделю, 4 раз в год, 3 года, по 50 рублей на каждого — не более 600 млн. руб. на всю программу — и мы будем иметь все данные.

А если разрекламировать это активистам — то и почти бесплатно, хотя точность ниже: думаю, 10 миллионов рублей хватит (это на программу, обработку, рекламу и пр.)

Подобная программа может сработать для анализа транспортных потоков и по всей России!

* * *

Самое сложное (не в деньгах дело, а в интересах) — вывести федеральную власть из Москвы. «Надо договариваться».

2 комментария к “Как победить московские пробки?”

  1. Имхо, можно ещё добавить прогрессивный налог на недвижимость. Тогда после некоторых колебаний цены на недвижимость упадут и будут как во всём мире привязаны к доходам населения. Из Москвы уедет вся беднота и пенсионеры, это конечно жестоко, но так живёт весь мир. Разрешатся многие земельные проблемы из-за спекуляций с недвижимостью.

    Ответить
  2. Да, полностью поддерживаю! Часть идей мой директор высказывал (АЦ «Концепт»), небольшая часть и у меня родилась.

    Как небольшой пример, что мы имеем дело с развивающейся системой, а не с функционирующей — где-то 5-7 лет назад у МКАДа расширили Дмитровское шоссе (оно там жутко стояло) и наступило счастье! Счастье на 2 месяца… Через 2 месяца опять там возник завал

    Я бы еще добавил два момента:
    — Сингапурский опыт: введение налога на владение машиной и повышение доступности (времени подачи и стоимости) такси — у обычного человека машина 1-2 часа на ходу, остальное время где-то стоит (и обычно занимает полосу), а такси всегда на ходу и, соответственно, эффективно использует дорожное полотно
    — насчет Яндекс-карт: чтобы был единый центр управления всем потоком движения — водитель указывает Начало-Конец и система на основе всех таких запросов определяет по какому маршруту отправить каждого, чтобы все дороги были равномерно покрыты

    Вообще конечно, нынешние власти молодцы, что делают сильный упор на общественный транспорт

    Ответить

Оставьте комментарий